Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) – документ, который разрабатывается на предприятиях, образующих отходы, с целью установления объема образования отходов производства и потребления, а также для определения сроков и лимитов на размещение отходов на территории предприятия.
   В соответствии с п.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
   Стоит обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации. Иными словами, для вышеперечисленных видов деятельности (по ОКВЭД) ПНООЛР не делают и разрешения Росприроднадзором не выдаются.
   Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
   ПНООЛР проходит согласование в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

   Срок действия ПНООЛР:

- для организаций, занимающихся размещением отходов срок действия ПНООЛР равен сроку действия лицензии на размещение и обезвреживание отходов I-IV классов опасности;
- для организаций на Байкальской природной территории срок действия составляет 1 год;
- во всех остальных случаях ПНООЛР действует 5 лет.
   Согласно ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 1 до 2 тысяч рублей;
- на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей;
- на индивидуальных предпринимателей в размере от 30 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц в размере от 100 до 250 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

   Разработка ПНООЛР позволит исключить штрафные санкции и сократит затраты за загрязнение окружающей среды.

   Нормативные акты, регламентирующие разработку проекта ПНООЛР:

1. Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"
2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
3. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"
4. Письмо Росприроднадзора от 09.10.2013 № 12-44/19533 "О направлении разъяснений по вопросу разработки ПНООЛР"
5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
6. Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 № КТ-08-03-36/6068 "О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов".