Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", экологический аудит – это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
   Процедура проведения и содержание экологического аудита схожи с оценкой воздействия на окружающую среду в части оценки воздействий и самих процессах исследования. Экологический аудит также имеет и черты экологической экспертизы в части проверки документации и соответствия деятельности законодательству в области экологической безопасности.
   Стоить отметить, что результаты инициативного экологического аудита не имеют юридической силы как в случае с решением экологической экспертиз, и в настоящий момент не являются обязательными для исполнения или подачи в государственные органы как результаты оценки воздействия на окружающую среду.
   Объектами экологического аудита могут быть: деятельность предприятия и его отчетность; экологическая программа организации; техническая и технологическая документация; отчетность о природоохранной деятельности; проектная документация на строительство, реконструкцию, расширение, консервацию и ликвидацию производственного объекта; технологические процессы; экологические риски и многое другое.

   Формы экологического аудита:

1. Инициативный экологический аудит – проводится по инициативе самих предприятий. Экологический аудит, будучи частью внутренних процессов управления предприятием носит добровольный характер (инициативный аудит).
   Причины проведения добровольного экологического аудита:

- снижение рисков получения штрафных санкций в отношении платежей за природопользование, нанесение ущерба окружающей среде; за нарушение налогового законодательства в сфере природопользования;
- повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и инвестиционной привлекательности бизнеса;
развитие производства и приведение его в соответствие с международными стандартами.

2. Обязательный экологический аудит – проводится по сторонней инициативе: по решению суда, арбитража, органов государственного экологического контроля и экспертизы, правоохранительных и природоохранных органов, в случаях:

- предписания государственными органами при проведении государственного экологического контроля;
- реализации международных обязательств и соглашений в области охраны окружающей среды;
- приватизации государственных и муниципальных предприятий с целью учета экологических факторов;
- лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности;
- обязательного экологического страхования;
- банкротства хозяйствующего субъекта;
- подготовки инвестиционных проектов и т.д.

   Различают также внешний и внутренний экологический аудит:

   Внешний экологический аудит проводится с целью получения объективной оценки соответствия деятельности хозяйствующего субъекта, требованиям природоохранных законодательных актов, а также получения рекомендаций, направленных на совершенствование природоохранной деятельности предприятия и повышение ее эффективности.
   Внешний экологический аудит проводится экономическим субъектом аудиторской деятельности (аудитором) для поддержания объективности и независимости аудиторской проверки.
   Внутренний экологический аудит – это независимая деятельность штатного сотрудника (группы штатных сотрудников) предприятия по проверке и оценке работы хозяйствующего субъекта в интересах руководства предприятия. Основная задача внутреннего аудита – мониторинг корпоративных расходов и разработка мероприятий по их снижению.

   Экологический аудит проводится поэтапно:

1. Проверка первичной документации, в которой регистрируются показатели природоохранной деятельности.
2. Сбор данных, включая собеседования с работниками предприятия.
3. Производится визуальное обследование объекта (проверяется состояние технических средств, зданий, сооружений и пр.).
4. Инструментальный анализ параметров и характеристик окружающей среды, а также факторов негативного воздействия.
5. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование природоохранной деятельности предприятия.
6. Формирование аудиторского заключения.